Снятие, проверка и установка ремня привода ГРМ его натяжителя, шкива и зубчатого колеса коленчатого вала, зубчатых колёс распределительных валов и промежуточных роликов
Снятие
Компоненты, подлежащие снятию для доступа к приводу ГРМ
|
- Снимите обтекатель ветрового стекла и верхнюю распорку двигательного отсека (9) (см. Главу Кузов).
- Снимите переднее правое колесо и защитный кожух крыла (1).
- Снимите ремень привода генератора и ремень привода насоса ГУР (2 и 3) (см.
Раздел Проверка состояния и замена ремней привода вспомогательных агрегатов).
- Снимите активатор темпостата (4).
- Разъедините разъёмы заземления (6).
- Снимите тягу и правый кронштейн №2 крепления двигателя (7 и 8).
|
-
Выверните шарнирный болт и гайку, после чего снимите кронштейн крепления генератора.
|
|
-
Удерживая шкив коленчатого вала от проворачивания при помощи специального приспособления, выверните центральный болт крепления шкива и снимите его
|
|
|
Привод ГРМ и сопутствующие компоненты
|
|
|
|
- Выверните 4 болта и снимите крышку №1 ремня привода ГРМ (6).
- Снимите направляющую ремня привода ГРМ (5).
- Отожмите фиксаторы протектора жгута электропроводки двигателя от крышки №3 ремня привода ГРМ, выверните 5 болтов и снимите крышку №2 ремня привода ГРМ.
- Выверните 2 болта и снимите правый опорный кронштейн двигателя.
|
-
Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Для этого временно вверните болт крепления шкива коленчатого вала и, проворачивая за него вал по часовой стрелке, совместите отверстие на зубчатом колесе вала с выемкой на корпусе масляного насоса.
|
|
-
Удостоверьтесь, что достигнута ВМТ именно конца такта сжатия – метки на зубчатых колёсах распределительных валов и на крышке №3 ремня привода ГРМ должны совпадать. Если этого не произошло проверните коленчатый вал ещё на один полный оборот.
|
- Выверните болт крепления шкива коленчатого вала.
- Если ремень привода ГРМ предполагается использовать повторно, перед его снятием следует удостовериться, что на него нанесены 3 установочные метки и передняя метка. Если эти метки стёрты, нанесите их заново.
Схема прокладки и метки на ремне привода ГРМ
- Поочерёдно выверните два болта крепления натяжителя ремня привода ГРМ и снимите его вместе с пыльником (16 и 18).
- Снимите ремень с зубчатых колёс.
- Удерживая зубчатые колёса распределительных валов от проворачивания при помощи специальных приспособлений, выверните центральные болты их крепления и снимите зубчатые колёса (11 и 13).
|
Запомните расположение зубчатых колёс или пометьте их, чтобы затем установить каждое зубчатое колесо на соответствующий вал.
|
- Выверните болт крепления верхнего промежуточного ролика (12) и снимите его.
- Выверните болт крепления нижнего промежуточного ролика и снимите его вместе с тарельчатой шайбой (14 и 15).
- Снимите удерживающую пластину зубчатого колеса коленчатого вала (19) и при помощи специального приспособления снимите зубчатое колесо, стараясь не повредить зубчатый венец ротора CKP, расположенного в задней части зубчатого колеса.
|
|
Проверка
|
Не допускайте перегибания и перекручивания, ремня привода ГРМ, а также попадания на него масла, ОЖ и топлива. Не используйте натяжитель ремня для фиксации коленчатого или распределительного вала от проворачивания при затягивании болтов крепления зубчатых колёс. Не допускайте проворачивания валов при снятом ремне привода ГРМ более чем на несколько градусов для совмещения зубьев.
|
|
|
-
Проверьте состояние снятого с двигателя ремня ГРМ. Полная или частичная утрата зубьев может привести к заклиниванию распределительных валов.
|
- При выявлении трещин или признаков заметного износа наружной стороны ремня проверьте рабочие поверхности промежуточных роликов и ролика водяного насоса на наличие задиров и заусенцев.
- Если имеет место односторонний износ ремня, проверьте состояние направляющей пластины и проследите за правильностью совмещения зубчатых колёс и промежуточных роликов.
- Замена ремня должна производиться в соответствии с Графиком текущего обслуживания автомобиля (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля). Находящийся в сомнительном состоянии ремень подлежит замене в обязательном порядке. Перед установкой нового ремня постарайтесь выявить и ликвидировать все причины, приведшие к преждевременному выходу из строя старого.
|
Рекомендуется производить замену ремня привода ГРМ каждый раз после его снятия.
|
- Снимите промежуточные ролики и вручную проверьте лёгкость и плавность вращения их подшипников. Удостоверьтесь в отсутствии чрезмерного люфта. При необходимости замените ролики.
- Визуально проверьте уплотнение роликов и натяжителя на наличие утечек масла. При необходимости замените ролики или натяжитель.
|
Уплотнения промежуточного ролика
|
|
Уплотнения натяжителя
|
|
Допускается наличие тонкого следа масла на внутренней кромке уплотнения.
|
- Удерживая натяжитель обеими руками в горизонтальном положении, уприте толкатель в твёрдую поверхность и нажмите на натяжитель – толкатель не должен двигаться. Если толкатель утапливается, замените натяжитель.
|
Не держите натяжитель нажимным толкателем вниз.
|
- Измерьте величину выступа толкателя из корпуса натяжителя ремня привода ГРМ. Если полученное значение не лежит в интервале
10.0 ÷ 10.8 мм, замените натяжитель.
|
|
Установка
|
- Очистите находящиеся в районе расположения привода ГРМ поверхности от грязи и масла. Протрите ацетоном зубчатые колёса и не пачкайте их во время установки.
- Правильно развернув зубчатое колесо относительно шпонки, посадите его на цапфу коленчатого вала ротором CKP к двигателю. Постарайтесь не повредить зубчатый венец ротора CKP. Удостоверьтесь в правильности совмещения меток ВМТ на колесе и корпусе масляного насоса, затем установите удерживающую пластину зубчатого колеса и затяните болт её крепления с усилием
8 Нм.
- Установите промежуточные ролики и затяните болты их крепления с требуемыми усилиями.
|
При установке промежуточного ролика смажьте резьбовую часть болта его крепления фиксирующим герметиком
Loctite 242, а также не забудьте установить тарельчатую шайбу. После установки промежуточных роликов проверьте плавность их вращения.
|
- Правильно развернув зубчатые колёса относительно шпонок, посадите их на цапфы распределительных валов в соответствии с метками, нанесёнными при снятии. Затяните болты крепления зубчатых колёс распределительных валов с требуемыми усилиями, удерживая шкивы от проворачивания при помощи специального приспособления.
- Удостоверьтесь, что зубчатые колёса коленчатого и распределительных валов находятся в положениях, соответствующих ВМТ поршня первого цилиндра в конце такта сжатия.
- Установите ремень привода ГРМ таким образом, чтобы метки на нём совпали с ответными метками.
- Утопите толкатель в корпус натяжителя с силой
981 ÷ 9807 Н (100 ÷ 1000 кгс) и зафиксируйте его в этом положении, пропустив, например, прутковый шестигранный ключ
1.27 мм через отверстия в корпусе натяжителя и в толкателе. Установите пыльник натяжителя.
- Установите натяжитель и затяните болты его крепления сначала от руки, а затем последовательно, с усилием
27 Нм. Выньте прутковый ключ, отпустив толкатель.
- Проверните коленчатый вал на два полных оборота и удостоверьтесь, что поршень первого цилиндра находится в конце такта сжатия.
- Установите правый опорный кронштейн двигателя и затяните болт его крепления с усилием
28 Нм.
|
-
Осмотрите прокладку крышки №2 ремня привода ГРМ. Если целостность прокладки нарушена, замените её, предварительно удалив все следы старой прокладки и очистив поверхность крышки. Снимите с новой прокладки защитную плёнку или бумагу, установите прокладку ровно по контуру крышки, обозначенному, и сильно прижмите прокладку к крышке. Удостоверьтесь, что прокладка прилипла к крышке.
|
- Установите крышку №2 ремня привода ГРМ и затяните 5 болтов её крепления с усилием
8.5 Нм.
- Установите протектор жгута электропроводки двигателя на крышку №3 ремня привода ГРМ.
- Установите направляющую ремня привода ГРМ чашевидной стороной наружу.
|
-
Осмотрите прокладку крышки №1 ремня привода ГРМ. Если целостность прокладки нарушена, замените её аналогично прокладке крышки №2.
|
|
В местах стыковки прокладки не должно оставаться зазора.
|
- Установите крышку №1 ремня привода ГРМ и затяните 5 болтов её крепления с усилием
8.5 Нм.
- Правильно развернув шкив коленчатого вала относительно шпонки, посадите его на цапфу вала. Удерживая коленчатый вал от проворачивания при помощи специального приспособления, затяните болт крепления шкива с усилием
215 Нм.
- Установите кронштейн №2 крепления генератора и затяните гайку его крепления с усилием
28 Нм. Болт затягивайте после установки ремня привода генератора.
- Установите в обратной последовательности части, описание снятия которых приведено выше.
- Совершите пробную поездку, во время которой удостоверьтесь в отсутствии необычных шумов, толчков и замедлений. Удостоверьтесь также в правильности переключения передач и плавности хода автомобиля.
|
|