7. Система охлаждения
7.1. Охлаждающая жидкость
7.2. Радиаторы и вентиляторы
7.2.1. Вентиляторы и радиаторы, применяемые в автомобилях
7.3. Термостат
7.4. Расширительный бачок охлаждающей жидкости и его пробка
7.5. Соединительные шланги системы охлаждения и стягивающие хомуты
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Схема системы охлаждения двигателя 1,8–92 кВт
1 – расширительный бачок охлаждающейжидкости;
2 – всасывающий трубопровод;
3 – узел управления дроссельной заслонкой;
4 – теплообменник;
5 – радиатор (лишь при установке автоматической коробки передач);
6 – радиатор;
7 – масляный радиатор;
8 – регулятор охлаждающей жидкости;
9 – насос охлаждающей жидкости;
10 – блок-картер двигателя
Схема системы охлаждения двигателя 1,9 TDI – 66 кВт
1 – радиатор;
2 – масляный радиатор;
3 – насос охлаждающей жидкости с термостатом;
4 – блок-картер двигателя;
5 – расширительный бачок охлаждающей жидкостис заливной горловиной;
6 – всасывающий трубопровод;
7 – теплообменник отопителя;
8 – масляный радиатор для автоматической коробки передач (если она установлена);
9 – дополнительный отопитель
Имеется много вариантов системы охлаждения автомобилей Шкода типового ряда Октавия. Выбор ее зависит как от типа используемого двигателя, так и от вида и диапазона оснащения автомобиля (например, кондиционирования, наличия прицепа, автоматической коробки передач) и, в-третьих, от климатических условий, т.е. от наивысших температур в области, в которой будет эксплуатироваться автомобиль (область с максимальной температурой до 40° С и области с максимальной температурой до 50° С).
В принципе система охлаждения во всех типах решена в виде принудительного охлаждения с дополнительными одним или двумя вентиляторами, которые могут быть одно- или двухскоростными.
Вентиляторы приводятся в движение электродвигателями. Радиаторы также бывают нескольких видов.
Циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивается во всех типах двигателей и систем охлаждения насосом, приводимым в движение ремнем от коленчатого вала. Насос охлаждающей жидкости является частью двигателя. При использовании разных двигателей и различной оснащенности автомобиля в системах охлаждения имеются отличающиеся элементы.
Охлаждающей жидкости далее посвящается самостоятельная глава. Здесь необходимо только сказать, что охлаждающая жидкость одновременно используется для отопления автомобиля, а также для охлаждения масляных радиаторов.
Системы охлаждения всех типов имеют пробки для спуска.
Пробка размещается в нижней части радиатора на месте сливного штуцера. Пробка (пластмассовый болт) герметизирована резиновым кольцом.
В завершение необходимо упомянуть, что составными частями системы охлаждения являются также и камеры, в которых помещается масляный радиатор двигателя и масляный радиатор автоматической коробки передач в случае ее установки. Охлаждение масляных радиаторов с помощью охлаждающей жидкости обеспечивает поддержание температуры масла в не слишком большом диапазоне колебаний.