Проверка состояния и замена свечей зажигания (бензиновые двигатели)
|
Если оригинальные свечи
после проверки состояния будут вновь устанавливаться на двигатель, они
должны вворачиваться строго в прежние цилиндры – произведите соответствующую
маркировку.
|
Инструменты, необходимые при замене свечей зажигания
|
1. Свечная головка
— Оборудована
специальным мягким вкладышем, исключающим возможность случайного повреждения
фарфорового изолятора при выворачивании свечи.
2. Динамометрический
ключ
— Не являясь обязательным, обеспечивает надежную гарантию
правильности усилия затягивания свечей зажигания.
3. Храповой
привод
— Применяется в комплекте со свечной головкой и динамометрическим
ключом.
4. Удлинитель
— В зависимости от модели и
комплектации ее вспомогательными агрегатами доступ к свечам зажигания может
быть ограничен в различной степени, поэтому применение удлинителей соответствующей
формы и конструкции позволит в значительной мере облегчить выполнение процедуры.
5. Инструмент для измерения и корректировки межэлектродных
зазоров свечей зажигания
— Выпускается несколько типов подобного
рода инструментов – удостоверьтесь, что инструмент укомплектован щупом,
соответствующим по размеру зазорам свечей Вашего автомобиля.
|
В большинстве случаев для замены свечей зажигания необходимо наличие специальной
свечной головки (с мягким вкладышем внутри) в комплекте с храповым приводом,
а также набора удлинителей привода ключа и инструмента для проверки и корректировки
межэлектродных зазоров (см. иллюстрацию выше). Для безопасного отсоединения
наконечников ВВ проводов от хвостовиков свечей зажигания также выпускается специальный
инструмент, хотя его применение и не является строго обязательным. Использование
динамометрического ключа позволит добиться правильного усилия затягивания свечей.
Правильнее всего постоянно держать в автомобиле комплект сменных свечей зажигания
с правильным образом отрегулированным межэлектродным зазором. При покупке новых
свечей следите за тем, чтобы они отвечали по своим параметрам требованиям двигателя
Вашего автомобиля. Необходимая информация приведена в
Спецификациях
к настоящей Главе, а также на ярлыке VECI, закрепленном под капотом (в случае
разночтений предпочтение следует отдавать требованиям последнего).
|
1. Приступайте к выворачиванию свечей только после
полного остывания двигателя. Чтобы не терять зря время, воспользуйтесь
паузой для проверки состояния сменного комплекта. Внимательно осмотрите
новые свечи, при выявлении малейших трещин в изоляторе соответствующая
свеча должна быть отбракована. Измерьте величину межэлектродных зазоров
нового комплекта (см. далее).
|
2a. Межэлектродный зазор свечи
проверяется путем введения в него соответствующего щупа измерителя
и должен соответствовать требованиям, приведенным на ярлыке
VECI (см. также
Спецификации к Главе
Электрооборудование
двигателя). Требуемой толщины щуп должен с легким сопротивлением
проскальзывать между боковым и центральным электродами свечи
(обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
|
|
2b. Корректировка зазора может
быть произведена при помощи специального приспособления, обычно
входящего в состав измерителя подогните соответствующим образом
боковой электрод свечи (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
|
3. Если боковой электрод оказывается расположен не точно над центральным,
подкорректируйте его положение соответствующим образом. Удостоверьтесь
в отсутствии трещин и иных повреждений в фарфоровом изоляторе свечи.
Наличие любого рода дефектов изолятора недопустимо.
|
|
Снятие
|
1. Во избежание нарушения порядка зажигания при подключении
катушек следует производить обслуживание каждой из свечей в индивидуальном
порядке. Отсоедините катушку от свечи зажигания первого цилиндра,
ни в коем случае не тяните за провод!
|
На моделях
с двигателем 2UZ-FE с катушками зажигания, расположенными
над свечами, с целью обеспечения доступа к свечам следует
снять с крышки головки цилиндров всю сборку (см. Главу
Электрооборудование двигателя).
|
2. При наличии под рукой источника сжатого воздуха, воспользуйтесь
им для удаления мусора из свечных ниш двигателя (для этой цели не
хуже подойдет и обычный велосипедный насос).
|
При использовании
сжатого воздуха не забывайте надевать защитные очки!
|
3. Выверните свечу зажигания.
4. Сверьте вывернутую свечу с идентификационной картой, приведенной
ниже, что позволит качественно оценить общее состояние двигателя.
|
|
Установка
|
|
1a. Прежде чем вворачивать новые
свечи, слегка смажьте их резьбовую часть антиприхватывающим
герметиком (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Вручную
наживите одну из новых свечей в соответствующее отверстие в
двигателе. Удостоверившись, что свеча не перекошена в резьбе,
затяните ее с требуемым усилием (при наличии под рукой динамометрического
ключа).
|
|
1b. Для облегчения процедуры
наживления свечи натяните на ее хвостовик отрезок гибкого топливного
шланга (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). При этом
исключается вероятность срыва резьбы, так как при малейшем закусывании
шланг начнет попросту проворачиваться.
|
2. Вращательно-поступательными движениями посадите катушку на хвостовик
свечи зажигания.
3. Повторите процедуру для оставшихся свечей зажигания.
|
|
Карта состояния свечей зажигания
|
Нормальное состояние
свечи
Симптомы:
Серо-коричневый
цвет и легкий износ электродов. Калильное число свечей соответствует типу
двигателя и общему его состоянию.
Рекомендации:
При
замене свечей устанавливайте свечи того же типа.
|
|
Износ
Симптомы:
Скругление электродов с небольшим
скоплением отложений на рабочем конце. Цвет нормальный. Приводит к затруднению
запуска двигателя в холодную влажную погоду и повышению расхода топлива.
Рекомендации:
Поменяйте свечи на новые, того же типа.
|
|
Угольные отложения
Симптомы:
Наличие
сажи указывает на переобогащение топливно-воздушной смеси или слабую интенсивность
искры. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности
работы двигателя.
Рекомендации:
Проверьте не забит ли
воздухоочиститель, не слишком ли высок уровень топлива в поплавковой камере,
не заклинена ли воздушная заслонка и не слишком ли изношены контакты.
Попробуйте использовать свечи с более длинным изолятором, что повышает
сопротивляемость загрязнению.
|
|
Пеплообразование
Симптомы:
Мягкие коричневатого цвета отложения
на одном или обоих электродах свечи. Источником их образования являются
применяемые присадки к маслу и/или топливу. Чрезмерное накопление может
привести к изоляции электродов и вызвать пропуски зажигания и нестабильную
работу двигателя при ускорении.
Рекомендации:
При
быстром накоплении отложений поменяйте маслоотражательные колпачки, что
предотвратит попадание масла в камеры сгорания. Попробуйте сменить марку
топлива.
|
|
Замасливание
Симптомы:
Замасливание свечи вызывается износом
маслоотражательных колпачков. Масло попадает в камеру сгорания через изношенные
направляющие клапанов или поршневые кольца. Вызывает пропуски зажигания,
затрудняет запуск и приводит к нестабильности работы двигателя.
Рекомендации:
Произведите механические восстановительные работы
и замените свечи.
|
|
Замыкание электродов
Симптомы:
Отходы продуктов сгорания попадают
в межэлектродное пространство. Твердые отложения скапливаются, образуя
перемычку между электродами. Приводит к отказу зажигания в цилиндре.
Рекомендации:
Удалите отложения из межэлектродного
пространства.
|
|
Перегрев
Симптомы:
Пористый, белый изолятор, эрозия
электродов и отсутствие каких-либо отложений. Приводит к сокращению срока
службы свечи.
Рекомендации:
Проверьте соответствует ли требованиям
Спецификаций калильное число установленных свечей,
правильно ли выставлен угол опережения зажигания, не подается ли слишком
бедная топливно-воздушная смесь, нет ли утечек вакуума впускного трубопровода
и не заклинены ли клапаны. Проверьте так же уровень охладителя и не закупорен
ли радиатор.
|
|
Слишком раннее зажигание
Симптомы:
Электроды оплавлены. Изолятор имеет
белый цвет, но может быть и загрязнен вследствие пропусков зажигания или
попадания в камеры сгорания посторонних частиц. Может привести к выходу
двигателя из строя.
Рекомендации:
Проверьте калильное число установленных свечей, угол
опережения зажигания, качество смеси (не слишком ли обеднена), не закупорена
ли система охлаждения и нормально ли функционирует система смазки.
|
|
Электропроводящий глянец
Симптомы:
Изолятор имеет желтоватый цвет
и полированный вид. Говорит о внезапном повышении температуры в камерах
сгорания при резком ускорении. Обычные отложения при этом оплавляются,
приобретая вид лакового покрытия. Приводит к пропускам зажигания при высоких
скоростях движения.
Рекомендации:
Смените свечи (более холодные, при сохранении манеры
езды).
|
|
Детонация
Симптомы:
Изоляторы могут оказаться сколотыми
или треснутыми. К повреждению изолятора может привести также неаккуратная
техника регулировки свечного зазора. Может привести к повреждению поршней.
|
|
Механические повреждения
Симптомы:
Могут быть вызваны попаданием посторонних
материалов в камеру сгорания или возникнуть при ударе поршня о слишком
длинную свечу. Приводят к отказу функционирования цилиндра и к повреждению
поршня.
Рекомендации:
Удалите из двигателя посторонние
частицы и/или замените. Так как срок службы свечей обычно составляет 15
000 км, достаточно очищать их через каждые 8000 км пробега.
|
|
Забрызгивание
Симптомы:
После пропусков зажигания в течение
длительного промежутка времени отложения могут разрыхляться при сохранении
рабочей температуры в камере сгорания. При высоких скоростях отложения
хлопьями отрываются от поршня и налипают на горячий изолятор, вызывая
пропуски зажигания.
Рекомендации:
Замените свечи или зачистите
и установите на место старые.
|