Регулирование по детонации
Кроме двигателей 66 кВт
Детонационное сгорание, возникающее, если момент зажигания слишком далеко был
перемещен в сторону «опережения зажигания», вредит двигателю. Следствием этого
являются перегрев, повреждение подшипников и поршней.
Но двигатель работает с максимальной мощностью, если установлено как можно более
«раннее зажигание», то есть если двигатель работает на грани детонации. Эту
границу детонации обуславливают многие факторы (качество топлива, отложения
на стенках камер сгорания и т. п.), так что ее невозможно зафиксировать точно.
Поэтому обычно для регулирования зажигания необходим больший «интервал безопасности».
Или «часовой», который определяет, имеет ли место детонационное сгорание – регулирование
по детонации.
Принцип действия регулирования по детонации
Сгорание в цилиндрах контролируется так называемым датчиком детонационного
сгорания, который расположен у моделей с 4- и 5-цилиндровыми двигателями слева
на блоке цилиндров. Модели с 6-цилиндровыми двигателями снабжены двумя сенсорами
справа и слева вверху на блоке цилиндров. Датчик детонационного сгорания «чувствует»,
если при сгорании в цилиндре происходят неравномерные колебания вместо обычных
равномерных. Эту информацию он передает дальше блоку управления.
Там происходит следующее: с поступлением сигнала «детонирующее сгорание при
последнем воспламенении» следующие цилиндры с нормальным сгоранием получают
искру по-прежнему в рассчитанный ранее момент зажигания. Но у того цилиндра,
в котором была установлена детонация, момент зажигания смещается примерно на
3°. Причем это происходит, надо заметить, только у этого единственного цилиндра.
Все остальные работают в прежнем режиме.
Если детонационное сгорание в указанном цилиндре все еще сохраняется, то при
следующем рабочем такте момент зажигания смещается еще на 3°. И так можно регулировать
до максимально 15° (рассчитанных от нормативного момента зажигания).
Если в соответствующем цилиндре теперь сгорание протекает нормально, то спустя
некоторое время момент зажигания снова передвигается в направлении «раннего
зажигания». Регулировка происходит на 0,5°, потом следует перерыв в течение
многих рабочих тактов, прежде чем происходит повторная корректировка еще на
0,5° в направлении «раннего зажигания».
Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнут изначально запланированный
момент зажигания или пока сенсор опять не сообщит о детонационном сгорании.
Датчик детонационного сгорания
Он «слушает», нет ли внутри детонаций: датчик детонационного сгорания (стрелка) у 4-цилиндрового двигателя мощностью 85 кВт (слева) и у 5-цилиндрового двигателя расположен на левой стороне двигателя. У моделей с 6-цилиндровым двигателем (справа) имеется два датчика детонационного сгорания: по одному справа и слева вверху под выпускным коллектором. Важно: крепежный болт датчика детонационного сгорания должен быть затянут точно моментом 20 Н•м, иначе датчик не работает.В этот датчик вставлен кусочек пьезокерамики, материала, с которым мы знакомы по зажигалкам (выдает искру). Механические силы (растяжение, сжатие), воздействующие на пьезокерамику, преобразовываются ею в электрическое напряжение. Неравномерных колебаний – возникающих из-за детонационного сгорания – достаточно для активации сенсора. Важно: момент затяжки датчика детонационного сгорания должен составлять точно 20 Н•м.