14.13. Генератор
14.13.1. Ремонтировать или менять?
| ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | 
Говорят, машины как люди. Известная доля справедливости в этом сравнении есть. 
  "Жизнь" генераторов, например не очень-то отличается от человеческой. 
  Одни агрегаты работают и достигают зрелого возраста, другие страдают от бесчисленного 
  множества неисправностей. Некоторые надежно служат несколько лет, а затем навалившиеся 
  "болезни" доводят их до остановки. Продолжительность существования 
  иных не выходит за границы юношества.
  
  Несмотря на это, большинтво генераторов можно вернуть к жизни. Капитально отремонтированный, 
  отреставрированный, обновленный – называйте как угодно – генератор – явление 
  вполне обычное. Существуют два способа, с помощью которых он может быть "рожден" 
  заново. 
  
  Первый – когда старый узел очищается струями пара или просто промывается, а 
  затем окрашивается снаружи и продается как отреставрированный, часто с "гарантией" 
  замены, в большинстве случаев выраженной фразой: "Если он не будет работать, 
  приносите его обратно". Выйдет ли такой генератор из строя через месяц или позже 
  – неизвестно. 
  
  Второй путь – это купить действительно восстановленный агрегат. Они отличаются 
  хорошим качеством, так как подвергались полной разборке, вычищены, проверены, 
  а неисправные и вызывающие сомнения их части заменены. 
  
  Генераторы, восстановленные в заводских условиях, проходят во многом похожий 
  процесс реставрации, а такие мелкие части как щетки, контактные кольца и подшипники 
  заменяются в обязательном порядке. Узел, отремонтированный на заводе, хорош, 
  как новый и при тех же гарантиях имеет срок службы, близкий продолжительности 
  работы нового агрегата. 
  
  В последнем случае генераторы подвергаются испытаниям на максимальную нагрузку 
  и мощность. Вы получаете то, за что платите. Перекрашенные генераторы обычно 
  значительно дешевле, чем качественно перебранные узлы. Вы, конечно, можете приобрести 
  ремонтный комплект, но если корпус вашего генератора неисправен, то выбора у 
  вас не остается. 
  
  По пути замены генератора 
  
  Таблицы применения и замены, выпускаемые производителями, обычно точны, но некоторые 
  фирмы устанавливают на свои машины генераторы различных марок и размеров. Даже 
  если старый и новый генераторы на первый взгляд одинаковы, обязательно проверьте 
  электрические разъемы, максимальный ток нагрузки, установочные кронштейны, крепление 
  шкивов и расстояние от плоскости установки до шкива – чтобы убедиться, что шкив 
  генератора будет находиться в одной плоскости со шкивами на коленчатом валу 
  и водяном насосе. 
  
  Иногда, несмотря на то, что узел выглядит несколько иначе, его эксплуатация 
  возможна. Несмотря на разницу "происхождения", генераторы чаще всего имеют одинаковый 
  максимальный ток нагрузки и изготавливаются так, что все точки крепления и соединения 
  находятся в одних и тех же местах. 
  
  Шкив, шпонка и гайка могут не входить в ремонтный комплект. Тогда они переставляются 
  со старого узла на новый. 
  
  Необходимо также выяснить, что вызвало отказ генератора. Если причина внешняя, 
  то установленные запасные части могут с тем же успехом выйти из строя. Сегодня 
  речь пойдет о наиболее часто встречающихся неисправностях генераторов. 
  
  Ремонтируем сами 
  
  Помимо замены агрегата, существуют другие пути решения проблем, о которых сказано 
  выше. Например, многие заменяют генераторы при плохом контакте щеток, хотя эту 
  неисправность можно устранить простой зачисткой. 
  
  Путь первый – очистить щетки самостоятельно и бесплатно. Даже если вам потребуются 
  запасные части, этот вариант окажется самым дешевым. Он не такой сложный, каким 
  кажется на первый взгляд. Если же у вас ничего не получится, в худшем, чем раньше, 
  положении вы не окажетесь. 
  
  Путь второй – обратиться для проверки и ремонта неисправного генератора к специалисту. 
  Трудно предсказать, во что обойдется стоимость ремонта. Это зависит от характера 
  неисправности, необходимых запасных частей и их стоимости. В любом случае ваши 
  затраты составят приблизительно половину стоимости восстановленного в заводских 
  условиях агрегата, но меньше половины стоимости нового генератора – экономия 
  будет значительной. 
  
  Однако в каждой из этих ситуаций нужно принимать во внимание возраст генератора, 
  а также экономическую целесообразность замены одной или двух деталей (щеток 
  или контактных колец), если другие в скором времени, вероятно, выйдут из строя. 
  Для нестандартных или дорогих генераторов замена деталей предпочтительнее, но 
	
	
 
					