Проверка исправности состояния, замена и регулировка датчика положения дроссельной заслонки (tps)
Представляющий собой потенциометр переменного сопротивления tps крепится на корпусе дросселя и соединен с осью дроссельной заслонки. На основании анализа поступающих от tps сигналов РСМ определяет точное текущее положение заслонки, обусловленное степенью выжимания водителем педали газа. Выход датчика из строя может привести к неконтролируемым выбросам инжекторами топлива и нарушению стабильности оборотов двигателя. При выявлении неполадок tps в память системы самодиагностики заносится соответствующий код неисправности (см. Раздел
Система бортовой диагностики (obd) - принцип функционирования и коды неисправностей). На большинстве моделей в состав tps входит оконечный датчик-выключатель открытого/закрытого положения дроссельной заслонки, в соответствующие моменты осуществляющий замыкание пределенных электрических контуров.
ПРОВЕРКА
|
|
Выполнение описанной ниже
процедуры может привести к занесению в память obd неисправности,
который будет высвечен контрольной лампой “Проверьте двигатель”.
По завершении проверки и соответствующего восстановительного
ремонта не забудьте очистить память системы (см. Раздел
Система бортовой диагностики (obd) - принцип функционирования и коды неисправностей).
|
|
1. Прежде чем приступать непосредственно к проверке tps удостоверьтесь
в исправности подачи питания от РСМ к tps и отсутствии нарушений
заземления. Отсоедините от tps электропроводку и подключите
положительный щуп вольтметра к клемме зелено-черного (1993
и 1994)/красного (с 1995) провода жгута в контактном разъеме.
Отрицательный щуп подключите к клемме черного провода. При
включенном зажигании (не запускайте двигатель) прибор должен
регистрировать около 5.0 В. Отсутствие напряжения свидетельствует
об обрыве в цепи РСМ или выходе из строя собственно модуля
(в последнем случае автомобиль следует отогнать на станцию
техобслуживания с целью проведения диагностики модуля управления
и выполнения соответствующего восстановительного ремонта).
|
|
2. Для проверки исправности функционирования tps подсоедините
омметр к клеммам 2 и 3 датчика. Измерьте сопротивление
tps в полностью закрытом положении дросселя, затем начинайте
постепенно приоткрывать заслонку, наблюдая за изменением сопротивления
датчика. На моделях 1993 и 1994 г.г. вып. показание измерителя
должно измениться от 1.0 кОм при полностью закрытой заслонке
до 9.0 кОм при полностью открытом. На моделях с 1995 г. вып.
- от 0.5 кОм до 4.0 кОм соответственно. Увеличение сопротивления
должно происходить плавно.
|
3. Отсоедините электропроводку от оконечного датчика-выключателя
открытого/закрытого положений дроссельной заслонки. Подключите омметр
к клеммам 5 и 6 разъема датчика. Удостоверьтесь в наличии проводимости
датчика-выключателя полностью закрытой заслонке, затем слегка приоткройте
последнюю. При открытой заслонке проводимость должна отсутствовать,
в противном случае замените сборку tps.
|
|
ЗАМЕНА
|
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
|
Если установленная
на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде
чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете
правильной комбинацией для введения аппаратуры в действие!
|
2. Снимите впускной воздуховод (см. Главу
Системы
питания и выпуска) и отсоедините электропроводку от tps и оконечного
датчика-выключателя дроссельной заслонки.
3. Выверните два крепежных винта и снимите сборку tps с корпуса
дросселя.
4. Установите новый датчик на свое штатное место и свободно вверните
крепежные винты.
5. Выполните регулировку tps (см. ниже), затем окончательно затяните
крепеж.
|
|
РЕГУЛИРОВКА
|
1. Снимите впускной воздуховод (см. Главу
Системы
питания и выпуска).
2. Ослабьте винты крепления сборки tps на корпусе дросселя.
3. На моделях, оборудованных оконечным датчиком-выключателем полностью
открытого/закрытого положений заслонки отсоедините от последнего
электропроводку и подключите омметр в соответствии с инструкциями,
изложенными в параграфе 4. введите лезвие измерительного щупа толщиной
0.3 мм между рычагом дроссельной заслонки и его упорным винтом,
- прибор должен зарегистрировать наличие проводимости. Теперь введите
в зазор лезвие толщиной 0.4 мм, - на этот раз цепь должна оказаться
разомкнутой. Вращением tps добейтесь требуемого результата, затем
прочно затяните крепежные винты.
|
Ни в коем случае не
трогайте упорный винт рычага дроссельной заслонки, - он имеет
фабричную установку и регулировке не подлежит!
|
4. На моделях без оконечного датчика-выключателя дроссельной заслонки
прозондируйте вольтметром обратные концы клемм белого и черного
проводов на разъеме жгута электропроводки tps (постарайтесь не повредить
клеммы при вводе щупов, - подробнее см. в Главе
Бортовое
электрооборудование). При включенном зажигании (двигатель не
запускайте) и при полностью закрытом дросселе прибор должен зарегистрировать
показание в диапазоне примерно 0.4 ÷ 0.5 В, в противном случае
произведите соответствующую корректировку путем вращения сборки
tps, затем прочно затяните крепежные винты.
|
|