2.1. Общие данные двигателя
| ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | 
ДВИГАТЕЛИ НА МИКРОАВТОБУСАХ VW T4
  
  На VW T4 принято поперечное расположение двигателя в моторном отсеке. Двигатели 
  устанавливаются 4- и 5-цилиндровые как бензиновые, так и дизельные. 
  
  Снятие двигателей производится вниз, причем 5-цилидровый двигатель снимается 
  вместе с коробкой передач, а 4-цилиндровый без нее.
  
  Работы на двигателе осложнены короткой крышкой капота, затрудняющей доступ в 
  моторный отсек. Поэтому, с целью облегчения доступа, радиатор вместе с решеткой 
  и вентилятором просто откидываются вперед. 
  
  Откидывание радиатора требуется почти всегда при работах на двигателе и описано 
  в подразделе 2.2.
  
  В отлитом из серого чугуна блоке двигателя находятся цилиндры. При сильном износе 
  или наличии задиров на стенках цилиндров, они должны быть отхонингованы в заводских 
  условиях. После чего, естественно, необходимо устанавливать поршни увеличенного 
  диаметра. В нижней части блока цилиндров находятся опоры для вкладышей коренных 
  подшипников коленвала и коленвал. Соединение коленвала с поршнями обеспечивают 
  шатуны, сидящие на коленвале в подшипниках скольжения. В нижней части двигателя 
  расположен масляный поддон, в котором находится моторное масло. Сверху к блоку 
  двигателя крепится головка блока цилиндров, отлитая из алюминиевого сплава, 
  т.к. этот металл лучше проводит тепло и обладает меньшим удельным весом, чем 
  серый чугун.
  
  К головке блока цилиндров крепятся выхлопной и приемный коллекторы. В верхней 
  части головки блока цилиндров находится распредвал, получающий движение от коленвала 
  через зубчатый ремень. Распредвал через гидравлические тарельчатые толкатели 
  приводит в движение вертикально расположенные впускные и выпускные клапаны. 
  Гидравлические толкатели автоматически выравнивают зазоры в клапанах, так что 
  регулировка зазоров в рамках обслуживания не требуется.
  
  Смазку двигателя обеспечивает масляный насос, который у 5-цилиндрового двигателя 
  крепится спереди к блоку цилиндров и приводится в движение коленвалом. У 4-цилиндрового 
  двигателя масляный насос находится в масляном поддоне и приводится в движение 
  промежуточным валом. 
  
  Забранное из поддона масло по отверстиям и каналам подается к коренным подшипникам 
  коленчатого и распределительного валов, а также к рабочим поверхностям цилиндров.
  
  Водяная помпа у 5-цилиндрового двигателя находится спереди в картере коленвала 
  и приводится в движение зубчатым ремнем. У 4-цилиндрового двигателя водяная 
  помпа крепится сбоку к блоку цилиндров. Привод водяной помпы обеспечивается 
  клиновым ремнем, который приводит в движение и генератор. Дополнительный клиновой 
  ремень обеспечивает привод насоса усилителя руля. Следует обратить внимание 
  на то, что в систему охлаждения круглый год должна заправляться смесь из воды 
  и незамерзающих антикоррозийных присадок.
  
  Для приготовления воздушно-топливной горючей смеси служит, как правило, не требующая 
  ухода, система впрыска топлива.
  
  Электронная система зажигания бензиновых двигателей поддерживает момент зажигания 
  практически постоянным. В зависимости от типа двигателя распределитель зажигания 
  крепится на левой стороне блока цилиндров или сзади на головке блока цилиндров. 
  В 4-цилиндровых двигателях он приводится в движение зубчатым венцом промежуточного 
  вала. 
  
  Промежуточный вал, в свою очередь, приводится в действие зубчатым ремнем от 
  коленвала. В 5-цилиндровом двигателе распределитель работает непосредственно 
  от распредвала.
  
  У дизельного двигателя нет системы зажигания, так как в результате сильного 
  сжатия воздух нагревается настолько, что после впрыскивания топлива происходит 
  самовоспламенение смеси. Топливный насос высокого давления (ТНВД) прикреплен 
  сбоку к блоку и приводится в движении зубчатым ремнем. 
Предупреждение
 Вентилятор радиатора может 
  самопроизвольно включится даже при остановленном двигателе и выключенном зажигании. 
  В результате застаивания тепла в моторном отсеке это может происходить многократно. 
  При проведении работ в моторном отсеке при горячем двигателе с этим необходимо 
  считаться и принять во внимание возможность внезапного включения вентилятора 
  радиатора.
Краткие технические характеристики двигателей VW T4
|  
       Буквенное обозначение двигателя  
     |  
       ААС 
     |  
       AAF 
     |  
       1Х 
     |  
       ABL 
     |  
       ААВ 
   | 
| Начало выпуска |  
       9.90 
     |  
       12.90 
     |  
       9.90 
     |  
       10.92 
     |  
       9.90 
   | 
| Рабочий объем, см3 |  
       1968 
     |  
       2459 
     |  
       1896 
     |  
       1896 
     |  
       2370 
   | 
| Мощность, кВт/л.с. при об/мин |  
       62/ 84  
    4300  |  
       81/ 110  
    4500  |  
       44/ 60  
    3700  |  
       50/ 68  
    3700  |  
       57/ 78  
  3700  | 
| Крутящий момент, Н·м при об/мин |  
       159/ 2000 
     |  
       190/ 2200 
     |  
       127/ 1700 
     |  
       140/ 2000 
     |  
       164/ 1800 
   | 
| Диаметр цилиндра, мм |  
       81,0 
     |  
       81,0 
     |  
       79,5 
     |  
       79,5 
     |  
       79,5 
   | 
| Ход поршня, мм |  
       95,5 
     |  
       95,5 
     |  
       95,5 
     |  
       95,5 
     |  
       95,5 
   | 
| Степень сжатия |  
       8,5 
     |  
       8,5 
     |  
       22,5 
     |  
       22,5 
     |  
       22,5 
   | 
| Топливо |  
       бензин 91 
     |  
       бензин 91 
     |  
       дизельное топливо 
     |  
       дизельное топливо 
     |  
       дизельное топливо 
   | 
| Система впрыска |  
       Digifant 
     |  
       Digifant 
     |  
       Дизель-VE 
     |  
       Дизель-VE 
     |  
       Дизель-VE 
   | 
| Порядок работы цилиндров |  
       1–3–4–2 
     |  
       1–2–4–5–3 
     |  
       1–3–4–2 
     |  
       1–3–4–2 
     |  
       1–2–4–5–3 
   |