2.7. Снятие и установка распредвала
Распредвал и привод клапанов 4-цилиндрового бензинового двигателя
   
    1. Крышки коренных подшипников 
      2. Гайка, 20 Н·м 
      3. Шпонка (работающая без затяжки) 
      4. Распредвал 
      5. Конусные сухари клапана 
      6. Наружная и внутренняя пружины  
      клапана 
      7. Направляющая клапана. Ремонтное исполнение с буртиком 
      8. Головка блока цилиндров 
      9. Уплотнительное кольцо | 
    10. Направляющие клапанов 
      11. Клапаны 
      12. Заглушка 
      13. Заглушка 
      14. Нижняя тарелка пружины клапана 
      15. Маслосъемный колпачок 
      16. Верхняя тарелка пружины клапана. 
      Обозначение: широкая фаска снаружи, фаска внутри 
      17. Гидравлический тарельчатый толкатель | 
  
4-ЦИЛИНДРОВЫЙ БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
  
   Снятие
   
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Снять верхний кожух зубчатого ремня. | 
         
         
          |  2. Снять крышку головки блока цилиндров. | 
         
         
          |  3. Установить коленвал в положении ВМТ для 
            1 цилиндра (см. подраздел 2.5.2). | 
         
         
           
             
            Предупреждение 
              Положение коленвала 
              двигателя больше не изменять. 
             
           | 
         
         
          | 4. Ослабить зубчатый ремень и снять сверху с 
            зубчатого колеса распредвала (см. подраздел 
            2.5.1). | 
         
         
          | 5. Заклинить распредвал 
            спереди шипом. Для этого вставить подходящий шип или прочную отвертку 
            в отверстие зубчатого колеса распредвала и упереть в верхний край 
            головки блока цилиндров. Для того чтобы избежать повреждения уплотняющей 
            поверхности головки блока цилиндров, подложить деревянную прокладку. 
            Прочно удерживая отвертку, ослабить болт крепления распредвала. Отвинтить 
            и снять зубчатое колесо распредвала, в случае необходимости вбить 
            легкими ударами резинового молотка. Снять шпонку с распредвала. | 
         
         
          | 6. Пометить все крышки коренных подшипников. 
            Четыре крышки, справа-налево, смотря по ходу движения, пометить цифрами 
            от 1 до 4. | 
         
        
          | 7. Снять крышки 1 и 3. Затем отвинтить крест-накрест 
            попеременно крышки 2 и 4. | 
         
         
          | 8. Вынуть распредвал. | 
         
         
           
             
            Предупреждение 
              Если будут 
              выниматься тарельчатые толкатели, их надо пометить для того, чтобы 
              снова можно было установить на прежние места. Складывать тарельчатые 
              толкатели поверхностью скольжения (смещая в сторону распредвала) 
              вниз. 
             
           | 
         
       
     | 
  
Установка
   
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
            
           | 
          1. Перед установкой при необходимости 
            можно проверить биение распредвала в заводских условиях. Граница износа: 
            0,01 мм. | 
         
         
          |  2. Если на 
            двигателе с большим пробегом или шумами в приводе клапанов вновь будет 
            устанавливаться прежний распредвал, рекомендуется проверить осевой 
            зазор. Граница износа: 0.15 мм. Измерение проводится при снятых тарельчатых 
            толкателях и установленных первой и последней крышках коренных подшипников. | 
         
         
          |  3. Установить новое уплотнительное 
            кольцо распредвала. Предварительно смазать маслом губы и внешний край 
            уплотнительного кольца. | 
         
         
            | 
          4. Сделать пробную установку крышек подшипника, 
            обращая внимание на положение центров. Крышки должны быть установлены 
            так, чтобы отверстия крышек и головки блока цилиндров совпадали. При 
            этом обращать внимание на метки. | 
         
         
          | 5. Если снимались тарельчатые толкатели, 
            установить их на прежние места. Тарельчатые толкатели смазать тонким 
            слоем масла и при установке не перекашивать. | 
         
         
           
             
            Предупреждение 
              Тарельчатые 
              толкатели местами менять нельзя! 
             
           | 
         
         
          | 6. Смазать маслом и установить распредвал. | 
         
         
           
             
            Предупреждение 
              При этом кулачки 
              1 цилиндра должны быть направлены вверх. Установить крышки подшипников 
              согласно меткам. Обращать внимание на положение центров. 
             
           | 
         
         
          | 7. Затянуть крышки 2 и 4 крест-накрест 
            моментом 20 Н·м. | 
         
         
          | 8. Установить 1 и 3 крышки и затянуть 
            моментом 20 Н·м. | 
         
         
          | 9. Установить шпонку распредвала. 
            Установить приводную шестерню и затянуть моментом 80 Н·м, удерживая 
            при этом зубчатое колесо шипом. | 
         
         
          | 10. Надеть зубчатый ремень на зубчатое 
            колесо распредвала, обращая внимание на правильное положение промежуточного 
            вала и виброгасителя (см. подраздел 2.5.2). | 
         
         
          | 11. Натянуть зубчатый ремень (см. 
            подраздел 2.5.1). | 
         
         
          | 12. Установить новую прокладку крышки 
            головки блока цилиндров, осторожно затянув болты крышки моментом 10 
            Н·м. | 
         
         
          | 13. Установить ограждение зубчатого 
            ремня. | 
         
        
          
             
            Предупреждение 
              Если будут 
              установлены новые тарельчатые толкатели, двигатель в течение примерно 
              30 минут запускать нельзя, в противном случае клапана упрутся в 
              поршни! 
             
           | 
         
       
     |